Пон - Пят 10:00 - 21:00

СБ - ВСКР 11:00 - 22:00

Блог

Выбор лебедки

Выбор лебедки следует делать исходя из назначения внедорожника, его веса. Чаще всего используют такое правило: максимальная сила тяги которую развивает лебедка должна в 2 раза превышать снаряженную массу автомобиля. Для удобства условно разделим наиболее массовые внедорожники на 3 весовые категории: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая категория включает в себя авто класса Нивы, Suzuki Jimmy-Samurai, Daihatsu Rocky, обычно их вес не выходит за рамки 1,5 тонн. Поэтому для них достаточно лебедки с тягой 6500-8500 фунтов (1 фунт = 453гр.) или 3-4 тонны в более привычном нам измерении.

Средняя весовая категория авто наиболее массовая и включает в себя автомашины марок УАЗ 469 (всех модификаций), Митсубиси Паджеро, Ленд Ровер Дэфендер 90, ГАЗ 69, Джип, китайские пикапы и многие другие, чей вес в снаряженном состоянии не превышает 2,1-2,2 тонн. Наши УАЗ Патриот, пожалуй находится на границе средней и тяжелой категорий. В зависимости от подготовки его можно отнести как к средней, так и к тяжелой условной категории. Для средней категории машины наиболее часто используют лебедки с индексом от 9000LB до 12000LB, т.е. с тяговым усилием от 4 до 5,5 тонн. Эти лебедки более мощные по конструкции, но более тяжелые и дорогие.

Ну и наконец тяжелая категория внедорожников. К этой группе, из наиболее часто используемых в *офф-роад* машин, можно отнести такие марки как Ленд Ровер Дэфендер 110, Тойота Ленд Круизер 70, 80, 100, Мерседес G класса, Ленд Ровер Дискавери, Ниссан Патрол и некоторые другие. Снаряженный вес этих подготовленных машин почти всегда выше 2,5 тонн. Поэтому наиболее подходящими для них следует считать лебедки с индексом 12000LB-13000LB, т.е. С тяговым усилием 5-6 тонн. Эти лебедки наиболее дорогие, а так же самые тяжелые и наиболее крупные по габаритам.

После того как мы определились с индексом тягового усилия лебедки можно выбрать исходи из технических характеристик, марки, комплектации и цены.

Технические параметры лебедок одной серии отличаются незначительно и здесь надо иметь в виду, что наиболее важным пунктом после силы тяги является скорость намотки троса. Остановимся подробнее на этом показателе. Как правило в технических характеристиках на лебедку указывается скорость намотки без нагрузки, с частичной и полной нагрузкой. Для оценки работы лебедки наиболее показателен параметр скорости намотки троса под нагрузкой.

Путей повышения скорости намотки троса в нагруженном состоянии два:

1) Увеличение мощности электромотора

2) Повышения передаточного числа редуктора

Первый путь: Увеличивая мощность электродвигателя лебедки производитель конечно увеличивает и скорость намотки троса под нагрузкой. Но платой за это является повышенное токопотребление агрегата, что, как следствие, требует установки АКБ большей емкости и генератора увеличенной мощности, способного быстрее восполнять потерю электроэнергии. Иначе работа под нагрузкой скоростной лебедки с мощным электромотором приведет к быстрому снижению электрической емкости АКБ и падению напряжения в бортовой сети, поскольку батарея не будет успевать заряжаться.

Скорость намотки сильно снизится, т. к. электродвигатель не сможет развить полной мощности при нехватки тока. Кроме того такой электромотор сильнее греется, здесь выше требования предъявляемые к кабелям, контактным соединениям. Максимально использовать КПД высокоскоростных лебедок получится лишь в том случае, когда они используются с батареями увеличенной емкости и более мощными генераторами, выдающими больший ток и способными быстрее заряжать АКБ.

Второй путь: путь увеличения передаточного числа редуктора лебедки. Такая лебедка изначально будет иметь меньшую скорость смотки троса без нагрузки. Но при работе под нагрузкой она за счет того, что ее более слабый мотор, потребляя меньший ток и передавая крутящий момент на барабан через редуктор с увеличенным передаточными отношением, будет работать практически с такой же скоростью как и более скоростная лебедка. Особенно это заметно при высоких нагрузках. При меньшем токопотреблении снижение эл.емкости батареи в этом случае будет не столь сильным, что позволит лебедке работать более равномерно, снижение скорости намотки троса будет не столь значительным как в случае с более мощным электромотором, но при этом стандартными батареей и генератором. Это позволяет лебедкам, имеющим более слабые моторы компенсировать за счет коэффициента редукции потерю времени более равномерной и продолжительной работой.

Вывод такой — высокоскоростные лебедки, при использовании совместно с штатными АКБ и генератором, могут демонстрировать свои преимущества в скорости намотки лишь непродолжительное время, которого порой бывает недостаточно чтобы извлечь машину из серьезной «засады». Лишь при замене АКБ и генератора на более мощные, скоростные лебедки способны в полной мере демонстрировать свой потенциал. Не большим + этих лебедок является несколько меньший вес, поскольку редуктор имеет меньший вес и габарит. Электродвигатели разной мощности, габаритами и весом, как правило, почти не отличаются. Эти лебедки так же несколько дороже своих менее скоростных собратьев. Их чаще используют спортсмены, которые едут на время, облегчают машину, и ради получения результатов увеличивают бюджет на подготовку внедорожника.

Более медленные, с редуктором имеющим увеличенное передаточное число, лебедки больше подходят тем, для кого не стоит вопрос экономии времени (порой эта разница бывает в пределах лишь нескольких минут). Кроме того такие лебедки немного дешевле и не требуют обязательной замены батареи и генератора на более мощные. А значит подготовка внедорожника, где устанавливается такая лебедка будет дешевле.

Теперь о комплектации лебедок. В последнее время наметилась тенденция, когда практически все лебедки имеют максимальный комплект всего необходимого для установки и использования. В него входят: сама лебедка, если она комплектуется стальным тросом, то роликовые «губы», если синтетическим тросом, то в комплект входит клюз (как правило алюминиевый). Необходимый набор крепежа для крепления лебедки на специальной площадке, силовые провода, соленоиды — моноблок выключателей, проводной пульт управления, а часто еще и радиопульт со своим блоком управления, крюк. Наиболее передовые продавцы автомобильных и квадроциклетных лебедок комплектуют эти наборы подробной инструкцией на русском языке.